Развитие мозга ребенка: как не упустить самые важные месяцы первого года жизни?

Содержание
  1. Развитие мозга ребенка: умнеем и развиваемся не по дням, а по часам. Развитие мозга ребёнка и его особенности
  2. Процессы развития мозга, о которых можно судить только по результату
  3. Рост и развитие головного мозга ребенка
  4. От зачатия до родов
  5. От рождения до года
  6. От года до трёх лет и далее
  7. Джон Медина о правилах развития мозга вашего ребенка
  8. Ранее развитие: насколько это хорошо и что нужно делать?
  9. Интересная методика Макото Шичида
  10. 5 социальных факторов, плохо влияющих на развитие мозга у детей
  11. Как ускорить развитие мозга новорожденного?
  12. Как поспособствовать развитию детского ГМ?
  13. Как развивать мозг ребенка правильно?
  14. Развитие мозга ребенка: как не упустить самые важные месяцы первого года жизни?
  15. Ум и тело должны развиваться в гармонии
  16. 6 простых полезных советов будущим родителям
  17. Как и зачем развивать мозг малыша в первый год
  18. Как развивается мозг малыша
  19. Не спешите за «развитием»!
  20. Формирование мозга ребёнка
  21. Мозговые волны
  22. Пренатальное развитие
  23. Неонатальное развитие ГМ
  24. Развитие ГМ в течение первых лет жизни
  25. Мозговые заболевания у детей
  26. Болезни у недоношенных детей
  27. Факторы, влияющие на развитие мозга у подростков
  28. Заключение

Развитие мозга ребенка: умнеем и развиваемся не по дням, а по часам. Развитие мозга ребёнка и его особенности

Развитие мозга ребенка: как не упустить самые важные месяцы первого года жизни?

Нередко случается так, что мамы малышей в возрасте более года-двух замечают явные отклонения в поведении и спешат к неврологу за помощью. Явные признаки нарушения работы ЦНС поддаются коррекции в большинстве случаев, но стоило бы обратить на проблемы гораздо раньше.

Многие мамы остаются в плену стереотипов: считается, что младенец до года – просто несмышленыш, гораздо большее внимание уделяется родителями борьбе с неполадками в пищеварении, аллергией, простудами и прочим проблемам с физическим здоровьем, оставляя за рамками отклонения в психоэмоциональном развитии.

 Не отрицая важности развития телесного, нельзя упускать драгоценные дни интенсивного формирования интеллекта!

Процессы развития мозга, о которых можно судить только по результату

Вот несколько очень убедительных фактов о развитии мозга в первые дни и месяцы жизни человека:

  • К концу первого года мозг младенца увеличивается в два раза в размере и достигает веса 1 кг – почти половины от веса мозга взрослого человека.
  • За одну секунду в мозгу младенца формируется около 700 синапсов. Это нейронная связь, формирующаяся в процессе знакомства маленького человека с окружающим миром, получение любого опыта. Миллиарды нейронов мозга грудничка исключительно активны в первый год жизни, особенно в секторах мозга, ответственных за физическое развитие, восприятие цвета, за эмоции, речевые функции, обоняние.
  • Груднички очень эмоциональны, с помощью эмоций они высказывают свое отношение к окружающим событиям. За проявление эмоций отвечает миндалевидная железа, а вот лобные доли, отвечающие за интеллект, развиваются неторопливо, по мере того как дитя «умнеет».

Как научиться контролировать развитие мозга у детей, обеспечить раскрытие способностей с возрастом, рост IQ до рекордных величин?

Рост и развитие головного мозга ребенка

Если взять весь период формирования мозга ребенка, то его основная часть (до 70%) приходится на период внутриутробного развития. На первый год – 15%, еще 15% — на период от года до 6-7 лет.

 К 6-7 годам структура мозга почти полностью сформирована и мало отличается от таковой у взрослого человека.

 Именно это послужило причиной установления оптимального возрастного порога для начала обучения в школе: мозг уже готов усваивать усложняющуюся с каждым годом информацию, формировать логические связи.

От зачатия до родов

С точки зрения анатомии и морфологии головной мозг ребенка закладывается буквально в первые недели развития плода, а к третьей неделе беременности уже можно рассмотреть деление мозга на три части.

Соня гостит у бабушек. Разговаривает с мамой по телефону:— Мам, когда ты заберешь меня? — Знаешь, сколько пальчиков на руке? Вот через столько денечков я и приеду.

— Мам, жаль у тебя не три пальца.

От рождения до года

С появлением томографии ученые выяснили, что микроструктура мозга ребенка начинает формироваться сразу после рождения.

У младенца после рождения уже имеются сотни миллиардов нейронов – нервных клеток, но связи между ними первичны и не структурированы.

Именно в процессе взаимодействия с внешней средой между нейронами создаются устойчивые связи, формируется своего рода «сеть» или «паутина», создается древовидная структура нейронов, идет развитие полушарий мозга у детей.

Стоит погреметь младенцу погремушкой, как у него тут же образуются устойчивые связи, характеризующие образ, форму, цвет и звуки, издающиеся этим предметом, характеризующие его движение и взаимосвязь с рукой матери и с самой матерью. Пример прост, но именно так это и работает, от простого к сложному. Недаром вполне конкретный младенец может выучить любой язык на планете!

Структура сети нейронов ежеминутно и ежедневно усложняется, кора головного мозга грудничка утолщается (толщина ее является критерием интеллекта человека).

Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка тесно взаимосвязаны: идет формирование структуры мозжечка и вестибулярного аппарата, устанавливаются связи между мозжечком и лобным участком коры головного мозга, отвечающей за мышление.

Происходит развитие обоих полушарий головного мозга, но не всегда равномерно. Ученые считают, что определенная асимметрия – скорее норма, чем исключение. У девочек левое развивается более интенсивно, у мальчиков – наоборот, а гениальные люди в большинстве случаев отличаются более развитым правым полушарием.

От года до трёх лет и далее

К трехлетнему возрасту объем головного мозга достигает 80% от мозга взрослого. Растет интеллект, развивается способность к мышлению, речевые функции, формируются устойчивые социальные связи. После трёх лет темпы развития мозга начинаются постепенно снижаться, к 10 годам уже поздно что-либо исправлять.

Джон Медина о правилах развития мозга вашего ребенка

Популярную книжку американского автора можно купить или скачать в интернете. В своей работе исследователь утверждает, что «все дети разные и все родители разные, поэтому советов на все случаи жизни не существует».

Беря за основу индивидуальность как младенцев, так и их родителей, Медина призывает проводить вместе как можно больше времени и превратить это время в увлекательный процесс познания младенца, его потребностей, его уже формирующегося характера.

В своей книге ученый уделяет огромное внимание методам и приемам формирования мозга и мышления у детей раннего возраста, предостерегает от типичных ошибок неопытных родителей.

Ранее развитие: насколько это хорошо и что нужно делать?

Идеи раннего развития отнюдь не новы, им уже не одна сотня лет.

Считается, что еще во время беременности не только будущая мать, но и ребенок во чреве получает несомненную пользу от походов на концерты классической или просто приятной, позитивной музыки, мама должна получать как можно больше положительных эмоций.

После рождения адепты идей раннего развития стараются говорить с младенцем так же много и на серьезные темы, как со взрослыми, иногда на нескольких языках, включают ему Моцарта и все то, что сами любят слушать. Считается, что это стимулирует развитие мозга ребенка «с пеленок».

Кстати, Джон Медина весьма скептически относится к «музыке для живота», лекций по квантовой физике и демонстрации младенцу продвинутых развивающих видео на экране размером с полстены.

Он настаивает на тезисе «всему свое время» и апеллирует к здравому смыслу и чувству меры.

Медина говорит, что коробка с цветными мелками, увлеченный веселый родитель и пара часов сделают для развития мозга младенца гораздо больше, причем эффект будет намного прочней закреплен. Как на этом видео:

Сегодня продвинутыми маркетологами создана и успешно культивируется настоящая мода на ранее развитие: в любом магазине для детей предлагаются хитроумные игрушки и приспособления, коврики, даже гаджеты. Очень популярны всевозможные развивающие курсы и тренинги для мам с младенцами.

Грудничка буквально перегружают информацией, которая ему в этом возрасте особо и не нужна. Специалисты утверждают, что вполне достаточно давно проверенных карточек и простых мячиков да кубиков, динамической гимнастики.

Старайтесь общаться много и часто, чтобы стимулировать развитие речевых функций.

Лучший совет мамам и папам: читайте грудничку сказки: десятки поколений наших предков не могли ошибаться!

Интересная методика Макото Шичида

Профессор из Японии убежден, что усилия нужно направить на развитие правого полушария младенца, ведь известно, что правое полушарие отвечает за творчество и креативность, образность мышления. Ребенок с хорошо развитым правым полушарием учиться запоминать большое количество информации, у него усиливаются способности к изучению иностранных языков.

Метод японского ученого базируется на следующих утверждениях (иногда – спорных):

  • Все дети изначально гениальны, то есть наделены неограниченным потенциалом для умственного развития.
  • Только постоянные и системные занятия с младенцем принесут желаемый результат.
  • Многократное повторение с целью запоминания – не очень хороший метод, так как способствует развитию левого полушария, а не правого.
  • Для правильного развития мозга необходимо одновременное стимулирование всех пяти чувств.

Говорят дети!—Дочка, в кого ты такая злопамятная?

— Не знаю, мама, но папа у нас добрый!

Для занятий используют специальные карточки, побуждают ребенка воображать и фантазировать, есть специальные игры. Найти методику просто: в интернете есть довольно много информации.

Возможно, формирование визуальной памяти первостепенно важно для детишек Японии или Китая: ведь эта способность критически важна для освоения иероглифической письменности.

В других же языках, как и в русском, больше внутренней логики и грамматики, чем визуальных образов. Тем не менее, методика интересная!

5 социальных факторов, плохо влияющих на развитие мозга у детей

Насколько велико влияние среды на развитие мозга ребенка? Хотя подобное исследование выполнено учеными их Гарварда, оно достаточно универсально и вполне применимо к нашим российским реалиям. Вот 5 факторов, тормозящих развитие мозга:

  1. Бедность семьи, невозможность обеспечить себя вещами первой необходимости, некачественное питание.
  2. Родители малообразованы, их интересы и социальные потребности примитивны. В основном касается матери, которая проводит с младенцем намного больше времени, чем отец.
  3. Неполная семья.
  4. Родитель или даже оба страдают психическими расстройствами.
  5. К ребенку взрослые члены семьи относятся равнодушно, коммуникация сведена к «чтобы не мешал», с детьми мало играют и мало разговаривают. В неблагополучных семьях эмоциональная обстановка зачастую очень стрессовая.

Любой из этих факторов плох сам по себе, а сочетание нескольких создает кумулятивный эффект. Результат – задержка развития мозга ребенка с необратимыми последствиями, бедный словарный запас, эмпатичность, неумение выражать свои мысли, общее отставание в психическом развитии.

Как ускорить развитие мозга новорожденного?

Поскольку бурный рост мозга ребенка происходит в первые три года жизни малыша, именно в этот период он наиболее способен к обучению и получению новых навыков.

Для того чтобы мозг новорожденного развивался должным образом, он должен быть обеспечен необходимыми питательными веществами. Это означает, что правильное питание играет ключевую роль в росте и развитии мозга новорожденного.

Основным строительным материалов для клеток мозга является белок. Таким образом, задача родителей обеспечить сбалансированное питание для своего малыша.

Еще одним важным моментом является внешняя стимуляция функций мозга новорожденного, которая происходит в процессе общения взрослых и ребенка.

Должны быть созданы все условия для активного познания мира, в результате чего межнейрональные связи формируются гораздо быстрее.

Если с самых первых дней жизни вести активный диалог со своим малышом, то развитие его мозга будет происходить быстро, что заложит прочный фундамент для дальнейшей жизни.

Как поспособствовать развитию детского ГМ?

Интеллектуальная основа человека в значительной степени формируется уже в пренатальный период. Поэтому, чтобы родить умного, физически здорового малыша, будущей маме важно сосредоточиться на своем образе жизни.

Так же, как кальций – это основной строительный блок костей, белок – составляющая часть мышц, одно из важнейших веществ для мозга – жир.

На его долю приходится около 60% сухой части ГМ, около 1/3 – это ненасыщенные жирные кислоты, в частности, α-линоленовая и докозагексаеновая кислота, ответственные за правильное формирование нервной системы, психическое развитие детей.

Важны также витамины B, особенно B1, B6, B12, B9 и другие вещества, такие как железо, йод, цинк, белок.

Во время обследования все данные и измерения заносятся в специальный протокол.Обращают внимание на следующие аспекты:•симметричность правого и левого полушарий;•четкость борозд и извилин;•наличие или отсутствие новообразований;•симметричное строение мозжечка;•отсутствие свободной жидкости;•однородность желудочков;•состояние сосудов;•пороки развития.

Как развивать мозг ребенка правильно?

Большинство родителей очень пекутся о правильном и всестороннем развитии своего малыша. Каждая семья мечтает о здоровых и умных детях. Для правильного формирования мозговых функций у отпрыска важно соблюдать простые правила.

На правильное и своевременное развитие, прежде всего, влияет окружающая действительность. Родители и близкие люди должны с самого рождения принимать участие в воспитании и обучении чада, расширении его кругозора.

С рождения до 1,5 лет дети познают мир благодаря звукам, вкусам, тактильным ощущениям. В этот период важно совершенствовать мелкую моторику рук, которая поможет малышу скорее заговорить и научиться выполнять элементарные действия, например, держать ложку в руках.

У ребенка формируется речь, поэтому важно постоянно начиная с рождения говорить с ним, постепенно обрабатывая в своем подсознании звуки, он научится связывать их в образы, а потом станет говорить сам.

С 1,5 до 4-х лет малыш учиться получать, обрабатывать и проявлять эмоции. В этот период очень важен тесный эмоциональный контакт с родителями.

Исследования доказали, что отсутствие тесного общения с родителями в этот период, формирует у детей неправильную эмоциональную картину мира.

Дети, которым не досталось положительных эмоций и любви в детстве становятся агрессивными или пассивными взрослыми, не умеющими любить, сопереживать, у них формируются неправильные эмоции.

Источник: https://pro-acne.ru/o-beremennosti/razvitie-mozga-rebenka-kak-ne-upustit-samye-vazhnye-mesyatsy-pervogo-goda-zhizni.html

Развитие мозга ребенка: как не упустить самые важные месяцы первого года жизни?

Развитие мозга ребенка: как не упустить самые важные месяцы первого года жизни?

Мозг человека переживает самые крупные трансформации в первые годы жизни. Именно в младенчестве закладывается интеллект и способности, «ум и чувства». Родителям нужно постараться, чтобы мозг малыша развивался интенсивно и гармонично.

Что нужно предпринять, какие есть методики? Знаете ли вы, что развитие мозга ребенка начинается еще в утробе и в первый год жизни приобретает просто лавинообразный характер? Попробуем проследить весь процесс с рождения и узнать, какие коррективы в него могут внести родители при помощи новейших методик.

Ум и тело должны развиваться в гармонии

Нередко случается так, что мамы малышей в возрасте более года-двух замечают явные отклонения в поведении и спешат к неврологу за помощью. Явные признаки нарушения работы ЦНС поддаются коррекции в большинстве случаев, но стоило бы обратить на проблемы гораздо раньше.

Многие мамы остаются в плену стереотипов: считается, что младенец до года – просто несмышленыш, гораздо большее внимание уделяется родителями борьбе с неполадками в пищеварении, аллергией, простудами и прочим проблемам с физическим здоровьем, оставляя за рамками отклонения в психоэмоциональном развитии.

 Не отрицая важности развития телесного, нельзя упускать драгоценные дни интенсивного формирования интеллекта!

6 простых полезных советов будущим родителям

  1. Планируйте беременность: ребенок должен быть желанным и любимым, ему должны быть созданы благоприятные условия для полноценной жизни.
  2. Учитесь и узнавайте новое о возрастных особенностях развития вашего младенца, старайтесь настойчиво применять познания на практике.
  3. Маме в период беременности и вскармливания грудью требуется полноценное и сбалансированное питание, богатое витаминами для развития и полиненасыщенными жирными кислотами, макро- и микроэлементами. Зависимость между качеством материнского молока и процессом формирования мозга у грудничка давно установлена.
  4. Стресс, страх и неуверенность – злейшие враги, которые мешают грудничку анализировать окружающую обстановку и распознавать правильный ответ на свои действия.
  5. Постарайтесь принимать все детские чувства и эмоции, даже если они вам не нравятся, уделять коммуникациям, играм с ребенком максимум времени.
  6. Движение – мощный стимулятор развития межполушарных связей: как ни странно, физическая активность очень способствует обучению и развитию мыслительных способностей в ранний период жизни. Разработана даже «мозговая гимнастика», но она более подходит для малышей после 2-3 лет.

Задержка развития головного мозга у грудничка зачастую лежит на совести нерадивых родителей, готовых списать результат своей лени на «плохую наследственность» и утверждающих, что «в школе научат».

Не нужно ставить своей целью вырастить вундеркинда и гения, нужно просто добросовестно выполнять свой родительский долг, создавать для младенца оптимальную развивающую и стимулирующую среду, и у вас всё обязательно получиться.

для мамочек, из которого вы узнаете поразительные вещи!

Источник: https://dearmummy.ru/razvitie-mozga-rebenka.html

Как и зачем развивать мозг малыша в первый год

Развитие мозга ребенка: как не упустить самые важные месяцы первого года жизни?

Одна, прямо скажем, не очень умная немолодая дама пару лет назад сказала мне, что-то вроде «Как же можно любить маленьких детей? Пока они вырастут, это одно мучение. А вот с подросшими уже интересно! А пока маленькие, знай себе, какашки убирай».

А ведь маленький ребенок – это удивительное, ни с чем не сравнимое чудо!

За один лишь год своей жизни малыш превращается из беспомощного комочка в осмысленного, только пока маленького, человечка!

Через год после рождения он уже будет ходить, говорить несколько слов, смеяться и радоваться, общаться со своими близкими.

Смотреть, как он растет – удивительный дар, который достается каждому из нас всего-то раз-два в жизни (у некоторых больше, но это нечастое явление). Да потом еще пара внуков. Вот и всё!

А если не просто наблюдать, как он растет, а помогать малышу развиваться,  получается взаимное общение, стимулирующее малыша к самостоятельным свершениям (пока, в основном, в плане физического развития) и к первым открытиям!

Конечно, малыш будет развиваться и без особого вмешательства. Так устроила сама природа. Но чем меньше участие взрослых, тем хуже развивается ребенок. Детки, растущие в домах ребенка, где одна нянечка на несколько человек,  развиваются гораздо медленнее, говорят значительно хуже своих сверстников. И только потому, что им не хватает внимания взрослых, не хватает тепла и заботы.

Как развивается мозг малыша

В первый год жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно. Не вдаваясь в научные термины, скажу, что если мозг стимулировать, то развитие его идет гораздо лучше. Ведь органы, которые не используются, вообще не развиваются (как ненужные)! То же – с отделами мозга.

Если, например, мозжечок (он отвечает за координацию движений) не используется интенсивно – его развитие идет замедленно (только в той мере, что он используется). А подросший ребенок будет с трудом выполнять гимнастические упражнения, будет неловко лазать, его будет укачивать в транспорте, он будет падать чаще.

А почему? Потому что мозжечок развивался только по мере той нагрузки, которая была. А была, например, размеренная спокойная жизнь, при которой грудничок почти все время лежал в кроватке. Его брали на руки очень аккуратно, как фарфоровую куклу, клали в коляску на спинку и катали.

  У ребенка не было возможности даже потренироваться в движениях.

И так – с любым отделом мозга, отвечающим за ту или иную функцию. Если его не стимулировать, не давать ему нагрузку, он развивается не в полной мере, не так, как мог бы, если бы стимулировался.

Мозг человека разделен на множество частей, каждая из которых отвечает за свою функцию.  Все они развиваются постепенно – один за другим.

Если следовать за естественным развитием ребенка, помогать ему в освоении движений, лепета, мелкой моторики, то развитие отделов мозга будет идти в нормальном нужном темпе, без опережений.

Но не стоит и увлекаться чрезмерным «развитием» — слишком рано давать малышу нагрузку, совсем не соответствующую ему по возрасту. В этом случае идет интенсивное развитие верхних отделом мозга, при недостаточном развитии нижних, которые должны развиваться в первую очередь.

Словом, во всем нужно знать меру. И разумно ограничить свои желания и мечты сделать из малыша что-то особенное, чем иногда грешат современные «продвинутые» родители. Это касается и физического развития (его в первую очередь) и умственного.

Не спешите за «развитием»!

Дорогие родители!

Прежде, чем что-либо делать с малышом, заниматься по какой-либо супермодной (и очень дорогой методике), подождите несколько дней,  подумайте, так ли это сейчас необходимо вашему малышу.

Достаточно ли он овладел более простыми навыками или умениями. Хорошо ли у вас получится заниматься по этой методике, не навредят ли малышу занятия.

Или не навредит ли малышу то, что вы начнете интенсивные занятия, а потом их бросите, потому что у вас не хватит сил и времени охватить столько занятий.

Занимайтесь с малышом, развивайте его! Но не спешите! Вы никуда не опаздываете! Задумайтесь о том, что развитием можно и навредить при неправильном подходе или чрезмерных нагрузках.

Хотя многие психологи говорят, что перегрузить малыша невозможно, потому что его мозг просто отключается тогда, когда достигнут предел нагрузки.

Но испортить характер и ваши отношения с малышом «неудачными» занятиями очень даже можно!

Ребенка, «замученного» обучением, потом научить чему-либо гораздо сложнее! Помните об этом!

«Раннее развитие» в последние десять лет победно шагает по стране. Развивать детей стало очень модно. И моя деятельность (книги, игры, сайт) в немалой степени способствовала этой моде.  Получая удовольствие от общения со своими детьми, от того, как жадно они впитывают, мне хотелось поделиться с другими мамами своими наработками и идеями.

Но так уж получилось, что мамы, занимающиеся с малышами, чрезмерно увлеклись «голым» «развитием». Увлеклись тем, без чего, по идее, можно вполне обойтись!

  • например, безумно дорогими, но самыми «нужными», «развивающими» игрушками, подвесками, ковриками,
  • карточками со словами и картинками, с цифрами и буквами,

и другими пособиями, но совсем ЗАБЫВАЮТ о главных потребностях малыша! Эти потребности просто отодвинуты на второй план, куда-то далеко, вглубь – за карточки, картинки, кубики и презентации….

Мало того, что родители нагружают ребенка дома всевозможными пособиями, а потом еще тащат грудничка на «развивающие» занятия в «центры раннего развитии», где малыша снова и снова загружают ненужной информацией. А при этом он неподвижный, пассивный, неловкий, неповоротливый, болезненный и капризный. Не умеет делать простых вещей…

В первый год жизни ребенку нужно нечто совсем другое, чем карточки, картинки и развивающие занятия в группах.

А вот без карточек и пособий вполне можно обойтись!
А без чего нельзя обойтись в первый год? Что самое важное?
В этой главе я не собираюсь отрицать весь опыт раннего развития, накопленный знаменитыми педагогами и энтузиастами.

Я просто хочу высказать собственное мнение на этот счет, опираясь на свой опыт (опыт общения со своими детьми и опыт множества мам, растивших детей у меня на глазах – очно и на форуме).

Итак. Самое важное в первый год – то, что просто НЕОБХОДИМО:

Все время, что малыш не спит, дома он должен быть всегда голеньким! Даже если дома прохладно! Это, пожалуй, самое важное условие РР. Иначе малыш все время чувствует себя расслабленным, мышцы не работают, потому что двигаться в таком виде не очень-то хочется.

  В этом нет ничего экстремального. Если с самого рождения приучать ребенка быть голеньким, то он относится к этому, как к должному. Кроме того, в первые дни малыш, в основном, спит. А бодрствует совсем недолго.

Поэтому приучение будет плавным, постепенным, безболезненным.

Обычно этот пункт вызывает больше всего возражений у бабушек и других родственников. Скажите бабушкам, что вам доктор в поликлинике так велел!

А главное, попробуйте начать с себя! Снимайте теплые кофты (постепенно – слоями), теплые носки и тапки. Лучше всего дома ходить босиком (голыми ногами, а не в носках!), в легкой футболке и в шортах – так удобнее успевать за ребенком! Спортивная мама – спортивный ребенок!
Ребенку необходимо предоставить возможность неограниченного движения.

Никаких манежей! Никакого сидения в кроватке или даже на родительском диване! Оставлять малыша в кроватке можно лишь ненадолго и в случае крайней необходимости, буквально на три-пять минут. Если у вас в детской  кроватке оборудование для занятий с малышом, например, привязаны перекладины (по советам М. Федотова) или  лесенки (например, лестница «Встанька» у В.С.

Скрипалева), то пребывание в кровати в течение некоторого времени оправданы. Но все-таки, большая часть времени ребенку лучше проводить на полу. Пока это совсем крошечный малыш, стелите «пенку» (туристический коврик), а на него пеленку. Как только малыш начнет ползать, уже никакие пенки или одеяльца  не помогут. Пусть ползает по всей комнате, а потом – по всему дому.

Просто все опасные предметы должны быть огорожены или убраны подальше.

Саньке 22 дня

С ребенком необходимо регулярно заниматься физическим развитием! Изо дня в день. Это может быть динамическая гимнастика – в полном или сокращенном виде (в Интернете можно найти описание упражнений с картинками).

Это могут быть упражнения на мяче или просто массаж и отработка движений, которые ребенку предстоит освоить в ближайшее время.  Но без физического развития нет интеллектуального развития! Поверьте, дорогие родители. Неподвижный ребенок не способен так познать мир, как «живчик», который всё в доме ощупал, всё увидел, все обнюхал.

Маленький ребенок в восемь-девять месяцев можно прекрасно ориентироваться даже в очень большом доме. И найдет и маму на кухне, и папу в кабинете! Только дайте возможность!Очень желательно (если есть возможность!) уделять внимание занятиям в воде. Это или плавание и ныряние (с инструктором или без). Или просто водные игры в ванной.

Но малыш обязательно должен стремиться к пребыванию в водной среде. Насколько это получается у мамы – не важно. Главное стремление и регулярность.

Малышу необходимо развивать речь. Разговаривать с ним нужно много, но это не значит, что надо болтать без умолку.

Проговаривать слова нужно четко и ясно, чтобы ребенок слышал не поток звуков, а именно слова. Основа развития речи — правильная речь взрослых.

Старайтесь использовать сложные предложения – не упрощайте свою речь специально для малыша.  И уж конечно, не сюсюкайте, не искажайте слова.

Источник: http://blog.danilova.ru/vse-o-detyah/kak-i-zachem-razvivat-mozg-malyisha-v-pervyiy-god.html

Формирование мозга ребёнка

Развитие мозга ребенка: как не упустить самые важные месяцы первого года жизни?

Ребенок рождается с большинством мозговых клеток, которые этот орган должен иметь. В первые 12 месяцев жизни головной мозг (ГМ) становится более сложным, при достижении 2-летнего возраста имеет 75% веса взрослого мозга. В возрасте 3-х лет процент веса увеличивается до 90%.

Почти 50% мозговых клеток, присутствующих при рождении, ослабевают или умирают в течение первых лет. Этот процесс организует и оптимизирует мозговую деятельность. События в жизни ребенка провоцируют электрические импульсы, создают нервные волокна. Чем больше волокон используется, тем стабильнее становится важный орган, тем меньше нейронов подвержено отмиранию.

Аналогично мышцам, детский мозг работает по принципу «используйте или потеряйте».

Мозговые волны

Мозговые волны – это выражение частоты, в которой работает орган. В течение дня они меняются, что вызывает изменение состояния человека. Волны делятся на 5 типов:

  • дельта;
  • тета;
  • альфа;
  • бета;
  • гамма.

Все волны активные, на сознание влияет доминирующая мозговая волна. Каждый тип волны играет важную роль в формировании интеллекта в детстве.

Деятельность и возможности мозга описаны в ряде книг В.М. Бехтерева (их можно скачать на многих специализированных сайтах).

Ниже представлена диаграмма частот волн и соответствующие состояния ума.

Бета (14-30 Гц):

  • концентрация, волнение, бдительность, познание;
  • высокие уровни связаны с беспокойством, заболеваниями, чувством одиночества, спорами.

Альфа (8-13,9 Гц):

  • релаксация, бодрствование, легкий транс, увеличение производства серотонина;
  • сонливость, медитация, вход в подсознание.

Тета (4-7,9 Гц):

  • фаза сна REM;
  • увеличение производства катехоламинов (важно для обучения и памяти), повышение креативности;
  • интегративные, эмоциональные переживания, потенциальные изменения в поведении, повышенное сохранение знаний;
  • гипнотическое воображение, транс, глубокая медитация, проникновение в подсознание.

Дельта (0,1-3,9):

  • «бессонный сон»;
  • выпуск гормона роста;
  • глубокое, нефизическое состояние, транс;
  • вход в подсознание.

Пренатальное развитие

Рассмотрение вопроса, как развивается мозг ребенка, следует начать уже со времени формирования эмбриона. Он формируется в утробе от передней части нервной трубки, возникающей на 3-й неделе (20-27 день развития).

Нервная трубка образовывается первичной и вторичной нейруляцией. В головном конце нейронной трубки формируются 3 первичных церебральных кармана – передний, средний, задний. В то же время создается лобная, теменная, затылочная доля.

Из нейроэктодермы возникает нейронный диск.

На 5-й неделе образуются вторичные мозговые подушечки, формирующие основные части взрослого органа. Передний мозг делится на промежуточный конечный, задний – на продолговатый, мост, мозжечок.

Гирификация полушарий происходят последовательно. Сначала образуется продольная щель (определено тем, что полушария растут отдельно), затем – латеральная борозда (отделяет височную долю), после нее – центральная борозда.

Особенности пренатального этапа развития мозга ребенка:

  • 3 неделя: создание медуллярной (спинальной) трубки;
  • 4 неделя: расширение проксимальной трубки на 3 первичных и 5 вторичных фолликулов;
  • 6 неделя: нейробласты начинают превращаться в зрелые нейроны;
  • 2-й месяц: развивается мозжечок, основа нейрогипофиза, ринэнцефалон (обонятельный центр), гиппокамп, базальные ганглии; на этом этапе начинают развиваться полушария большого мозга;
  • 3-й месяц: начинает формироваться мозолистое тело;
  • 4-й месяц: развитие головного мозга у детей продолжается интенсивным разделением полушарий (гирификацией), увеличением их поверхности;
  • далее детский головной мозг переживает пролиферацию, дифференциацию, миграцию, созревание нервных клеток, рост поддерживающих элементов; с конца внутриутробной жизни начинается миелинизация.

Неонатальное развитие ГМ

Люди – единственные млекопитающие, ГМ которых в первые 2 года жизни в 3 раза увеличивается в размерах. Если бы он был больше уже при рождении, голова младенца не смогла бы пройти через родовые пути. В случае маленького объема жизнь малыша была бы под угрозой.

Недостаточный размер ГМ наблюдается при микроцефалии, аномалии, сопровождающейся умственной недостаточностью.

Как развивается мозг ребенка до года:

  • при рождении он весит около 350 г, до 1 года – около 1 кг;
  • при рождении мозг имеет около 200 триллионов нейронов (нервных клеток) – примерно столько же, сколько во взрослом возрасте;
  • каждый нейрон реагирует на стимуляцию растущей системы дендритов (разветвленных нервных клеток) и синапсов (место передачи сигналов от одного нейрона к другому);
  • каждый нейрон заканчивается дендритами с примерно 15000 синапсов;
  • формирование дендрита со временем становится более сложным, с 3-4 ветвями в возрасте до 6 месяцев;
  • чем больше стимулов захватывает ГМ, тем лучше становятся дендриты;
  • передняя доля (часть, отвечающая за эмоции) становится метаболически активной с 6 месяцев (нервная основа эмоционального интеллекта формируется до 18 месяцев);
  • на протяжении 2-4 месяцев количество синапсов в зрительном центре увеличивается в 10 раз (примерно 20000 нейронов);
  • до 12 месяцев нейроны, отвечающие за идентификацию родного языка, находят свое постоянное место.

Развитие ГМ в течение первых лет жизни

Мозг новорожденного анатомически и функционально незрелый. В грудной период он быстро растет, увеличивается количество глиальных клеток, уменьшается гидратация.

В конце 1-го года вес ГМ удваивается. Развитие мозга ребенка по годам происходит интенсивно, в процессе онтогенеза врожденные безусловные рефлексы заменяются условными.

В 3 года мозг весит примерно в 3 раза выше, чем при рождении. Используется способность абстракции, обучения, воспоминаний; ребенок осознает свою личность, становится социальным созданием.

Первые годы жизни – это стадия, имеющая решающее значение для развития мозга ребенка, создают неврологическую основу для интеллектуального развития в подростковом и взрослом возрасте.

В первые годы дети очень открыты для науки путем игры. Для маленьких детей игра – это способ подготовки к успешной дальнейшей жизни. Поэтому в этот период важна родительская любовь, достаток совместно проведенного времени.

В 6 лет вес ГМ почти равен весу взрослого человеческого мозга (1250 г). Полушария выразительно бороздчатые.

Завершается ветвление нейронов, миелинизация (создание покрытия, защищающего большие нервные волокна от повреждения), улучшается память, способность воссоздавать воспоминания.

В деятельности коры ГМ применяется способность внутреннего блокирования, ребенок различает то, что он говорит, думает, читает.

В течение первых 8 лет жизни (особенно первых 3 лет) существует несколько критических периодов для приобретения определенных видов интеллекта. Если эти «периоды возможностей» закрыты, обучение становится более сложным, иногда даже невозможным.

У подростков ГМ растет в основном в передних долях, его вес составляет около 1400 г.

Мозговые заболевания у детей

Поскольку мозг развивается во время внутриутробной жизни и относительно долго после рождения, его индивидуальные структуры более подвержены повреждению. С другой стороны, нервная система ребенка по сравнению с взрослой обладает лучшей пластичностью и способностью к регенерации, например, после удара, сотрясения, воспаления.

В педиатрической неврологии и нейропсихологии регистрируются следующие патологии:

  • церебральный паралич и другие расстройства нервной системы – врожденные пороки развития и различные генетические синдромы, задержка развития, аутизм, а также воспаления, опухоли, травмы;
  • гередодегенеративные заболевания, метаболические дефекты, способные (не обязательно) воздействовать на другие органы;
  • эпилепсия – в дополнение к идиопатическим эпилептическим синдромам (без видимых причин), приступы могут быть симптомом другого заболевания ГМ – рака, врожденных дефектов, дегенеративных, метаболических заболеваний; эпилепсия чаще встречается у детей с церебральным параличом.

Болезни у недоношенных детей

Недоношенные дети регулярно проходят исследование УЗИ. Из-за хрупких кровеносных сосудов, неспособных реагировать на изменения кровотока и внутричерепного давления, может возникать кровотечение в мозг. Это наиболее распространенная проблема в первые несколько дней после родов у детей из очень низкой весовой категории.

Другое специфическое мозговое заболевание недоношенных детей – кистозная перивентрикулярная лейкомаляция. Это расстройство белого вещества, приводящее к образованию кист. Основы этого заболевания возникают в ходе внутриутробного развития или сразу после рождения, но диагноз может быть определен только через несколько недель.

Факторы, влияющие на развитие мозга у подростков

Наиболее интересным с точки зрения развития мозга является подростковый период.

Это означает, что в это время он поглощает почти все, с чем сталкивается – от позитивных отношений с друзьями или учителями до рисков, стресса.

Поэтому эксперты побуждают родителей заботиться о том, как развить мозг ребенка, помочь детям избегать рисков подросткового возраста, способных негативно сказаться на их жизни.

  • Сотрясение. Очень опасная проблема подростков; может происходить при любом виде спорта, которым дети занимаются в этот период. Если возникает подобная ситуация, следует обратиться к врачу, предпочтительно к спортивному профессионалу.
  • Стресс. Хотя области мозга, отвечающие за рациональные аспекты вещей, у подростков часто «заклиниваются», в эмоциональном отношении их мозг работает на полную силу. Поэтому даже незначительная критика, банальная для взрослого человека, для подростка может быть важным фактором развития.
  • Наркотики и алкоголь. Чрезмерная активность мозга подростка делает его буквально «губкой», поглощающей всю информацию из окружающей среды. Мозг быстро реагирует на любые новые задачи, как на положительные, так и на отрицательные, такие как различные вещества, вызывающие привыкание.

Детям не рекомендуется гипноз. МРТ выявил значительные функциональные изменения в мозге после гипноза.

Заключение

Детский мозг имеет гораздо больше нервных связей, чем взрослый. Новорожденный поглощает все стимулы из окружения, не умеет выбирать между ними. Только посредством обучения и опыта он постепенно начинает концентрироваться на индивидуальных восприятиях, а нервная сеть формируется в более простую, но конкретную форму.

Формирование мозга ребёнка Ссылка на основную публикацию

Источник: https://vsepromozg.ru/razvitie/mozg-rebyonka

Советы врача
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: