СТЕРЕОТИПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ это что такое СТЕРЕОТИПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: определение

Содержание
  1. Стереотип и диагностика стереотипов поведения
  2. Можно учитывать следующие моменты:
  3. Исторический анализ заключается в выяснении следующих моментов:
  4. Ситуативный анализ. Косвенными признаками, указывающими на стереотип в конкретной ситуации общения, могут быть следующие:
  5. В частности, может проявляться в таких интеллектуальных особенностях:
  6. Стереотипы
  7. Возникновение стереотипов
  8. Стереотипное мышление
  9. Освобождение от стереотипов
  10. Стереотипы как проблема для счастливой жизни. Как избавиться?
  11. Что такое стереотипы?
  12. Стереотипное поведение
  13. Каждый момент жизни все те же привычные действия
  14. Стереотипное восприятие управляет нашей судьбой
  15. К чему в итоге приводит проблема стереотипного восприятия?
  16. Так и процесс жизни. По вине стереотипов и привычек она становится скучной, серой и обычной.
  17. Но почему сидя ночью у костра мы касаемся жизни?
  18. Как избавиться от проблемы стереотипного мышления?
  19. Дыхание возвращает к уникальному моменту жизни.
  20. Будьте любопытными и удивляйтесь. Всему.
  21. Ломайте стереотипы восприятия с помощью природы. Наблюдайте за ней, касайтесь ее.
  22. Эффект вечерней прогулки.
  23. Что такое «стереотип»: понятие, примеры
  24. Что такое стереотип?
  25. Как появился термин?
  26. Откуда взялись стереотипы?
  27. Примеры распространенных стереотипов
  28. Деньги
  29. Женщины
  30. Мужчины
  31. Дети
  32. Возраст
  33. Плюсы и минусы стереотипного мышления
  34. Как избавиться от стереотипов?
  35. Заключение
  36. Стереотипия у детей — что это такое, как проявляется
  37. Стереотипия – норма или патология?
  38. Виды стереотипий
  39. Методы коррекции стереотипий у детей

Стереотип и диагностика стереотипов поведения

СТЕРЕОТИПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ это что такое СТЕРЕОТИПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: определение

Стереотип – регулярно повторяющийся поведенческий акт, в основе которого лежит минимизация расхода энергии при достижении определенной потребности. Другими словами, сильная модель, исполнявшаяся больше одного раза. Защиты, игры, манипулятивные модели и сопротивление являются, как правило, непродуктивными стереотипами.

Стереотипными могут быть как мгновенные, импульсивные реакции (вспылил; согласился, не раздумывая), так и повторяющиеся проявления нерешительности, длительного обдумывания, трудности в принятии решения и др.

Положительное значение вообще стереотипов состоит в том, что, во-первых, явления имеют тенденцию повторяться, и готовая модель может легко сработать в новых условиях; вовторых, достигаемая в стереотипах автоматизация навыков позволяет сосредоточиться на более важных вопросах.

Недостатки: из них трудно выйти на полпути ; их трудно осознать, т. к. они весьма отработаны и свернуты – и задача перед психикой при исполнении стереотипа состоит только в нахождении точки приложения.

Точка же приложения или находится не там, или вообще стереотип не нужно никуда прикладывать.

Диагностика осуществляется для определения того, использует ли партнер в данный момент стереотип, готовую форму, т. е., он менее восприимчив, или же рекомбинирует, т. е., более восприимчив, и, соответственно, воздействовать на него скорее психологически, более простыми приемами, или же более тонкими, например, логикой или , хотя жесткой зависимости в выборе приемов нет.

Можно учитывать следующие моменты:

–         имеет ли поведение и речь прямые признаки защиты, игры или манипулирования, изложенные ранее;

–            насколько это характерно для партнера, способствует ли его прогрессу или это ;

–            насколько препятствует или способствует реализации побуждения, стоит ли ломать стереотип или же лучше будет направить побуждение в одном с ним направлении.

Исторический анализ заключается в выяснении следующих моментов:

–            повторяющиеся в течении жизни ситуации, формы поведения, реакции, особенно в различных обстоятельствах. Их часто можно подогнать подогнать под известные партнеру сюжеты, особенно (если наблюдается соответствие фактов) те, которые прослеживаются в его речи;

–            значимый другой – любой человек в чем-то копирует важных для него людей – родственников, персонажей культуры, даже однажды промелькнувшего в его жизни человека. Какую-то роль играет совпадение имен партнера и этих людей. Скопировав одни стороны, человек может скопировать и другие; все это с разным уровнем осознания;

–            сюжеты житейских историй, рассказов (устных), фильмов, или линии поведения их героев, которые партнер предпочитает – они могут прослеживаться в его поведении если не в прямой, то в превращенной форме;

–            любимые фразы, поговорки, а также прозвища, которыми партнера называли окружающие. Например, фраза может запрограммировать на деятельное, но в чем-то легкомысленное поведение;

–            психологические особенности, характеризующие обычные для партнера приемы и способы общения с другими людьми;

–            наличие стыда, сожаления, всегда указывает на стереотип.

Это либо эмоции расчетной абстиненции> по поводу отмены стереотипом других моделей в конкретном случае из прошлого, либо защита, используемая в качестве самооправдания (при низком уровне анализа).

Ситуативный анализ. Косвенными признаками, указывающими на стереотип в конкретной ситуации общения, могут быть следующие:

–            наличие у партнера Р и Д-состояний и трудности перехода в В-состо- яние (см. );

–            повышен порог восприятия – чувствительность обратно пропорциональна силе исполняемой модели – партнер меньше реагирует на слабые воздействия (скрип стула, шарканье ног и т. п.);

–            проявления эффекта, повышенная эмоциональность;

–            неадекватная самооценка: несоответствие способностей и возможностей человека выдвигаемым им целям (деформации уровня притязаний); неадекватное распределение ответственности за результаты деятельности между собой и внешними обстоятельствами (деформации локуса контроля);

-привычность, отработанность, механичность действий, , быстро произносит фразы, кажется воодушевленным (обычно при пустых глазах); быстрота, импульсивность реакции (ответа);

–            ослабление рефлексии: снижена или повышена критичность к себе, а также игнорирование мнений окружающих;

–            сужение сознания.

В частности, может проявляться в таких интеллектуальных особенностях:

–         выделение малого количества различий в воспринимаемой информации,

–            низкий уровень обобщения,

–            замедленность и поверхностность мышления,

–            трудности в понимании относительно простых ситуаций, несоответствие запаса знаний возрасту и полученному образованию; – партнер следит именно за вашей реакцией, явно выражено ожидание (например, быстро поглядывает), а суть мнения его интересует меньше – чаще при играх, если другой не ;

–            наличие закрытых, защитных жестов или подчеркнутых других выразительных движений, некоторой напряженности;

–            речь: наличие повторяющихся слов или фраз (команд); категоричность выражений; алогичность речи; бедность и однообразие ассоциаций; текста; тусклость речи, голос; ругательства, оскорбления, преувеличения и т. п. Можно также учитывать: воплотимы ли слова в реальность ( – обычно это защита); совпадение реальной значимости предмета для партнера и того, что он об этом говорит;

–            чувство юмора – над чем и как смеется, тонкость улавливаемых нюансов, способность к подшучиванию над собой – чем грубее и меньше, тем,

обычно, ближе к коммутатору;

–            различные несоответствия: изменения в поведении не адекватны изменениям в ситуации; несоответствие слов и жестов, слов и его (партнера) прошлого, слов и реальности, противоречия в тексте, отступления от темы ит. п,

Д.А. Зарайский

Источник: https://proverka-na-poligrafe.pro/diagnostika-stereotipov-povedenija/

Стереотипы

СТЕРЕОТИПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ это что такое СТЕРЕОТИПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: определение

#1. Возникновение стереотипов

#2. Стереотипное мышление

#3. Освобождение от стереотипов

Человек является объектом общества, в котором существуют определенные правила поведения. Он непременно наблюдает за жизнью других людей. Это жизненные законы, присущие любому обществу. Но есть люди, которых эти правила просто поглощают, то есть человек начинает жить в зависимости от стереотипов.

Понятие стереотипов появилось в 1922 году благодаря Вальтеру Липпману, который ввел этот термин. По его трактовке, установка в голове человека на определенное поведение и является стереотипом и состоит из таких компонентов, как:

  • когнитивный элемент, который включает в себя знания различного рода об объекте;
  • аффективный элемент, который состоит из эмоциональной оценки и анализа объекта;
  • поведенческий элемент, который отражает готовность человека поступать определенным образом.

Стереотипное мышление чаще всего ограничено, так как оперирует зачастую ошибочными данными о человеке, о его поведении, социальной устроенности и взаимодействии с окружающим миром. Несомненно, навязанные обществом каждому человеку стереотипы имеют как позитивные черты, так и негативные. К плюсам стереотипов можно отнести такие черты, как:

  • экономия времени на принятие той или иной линии поведения, предпочитая уже существующее правило в обществе;
  • экономия нервной системы, которая сохраняется благодаря принятию правил и действиям по инерции.

Негативные стороны можно представить следующими показателями:

  • стереотипы являются ограничителем для личностного развития человека, препятствуя проявлению личного потенциала при принятии решений той или иной направленности;
  • стереотипы как искажение реальности – человек рассчитывает на один результат, а в итоге получает другой исход того или иного ожидания, чаще всего негативный.

Возникновение стереотипов

Жизнь каждого человека состоит из целой цепочки стереотипов, которые имеют свою внутреннюю иерархию.

Так, например, одним из самых распространенных стереотипов, навязанных современным обществом, является тот, что женщина должна в первую очередь реализовать себя как хранительница семейного очага, мать и жена.

Одни люди полностью уверены в данном утверждении и не приемлют других вариантов, считая этот главным. А другие – поддерживают это мнение не полностью, считая, что у женщины на первом месте могут стоять другие интересы, например, карьера.

Стереотипы представляют собой цепочку человеческих комплексов на психическом уровне. Большинство из них появляются у человека еще в детском возрасте. На них оказывает огромное влияние семья, ближнее окружение, социальное становление личности и множество других факторов. Наиболее часто стереотипы возникают в отношении определенных групп, которые связаны между собой:

  • половой принадлежностью;
  • возрастными рамками;
  • социальным статусом;
  • принадлежностью к той или иной нации;
  • и другие.

Различают стереотипы как позитивные, так и негативные. Но часто люди по ошибке их обобщают, например:

  • женщина является домохозяйкой – большинство представляет себе женщину, которая не работает, занимается только домашним хозяйством и не уделяет себе должного внимания, соответственно имеет не презентабельный внешний вид, а в действительности, любая женщина априори уже является домохозяйкой, но это не мешает заниматься карьерой, и в том числе в домашних условиях;
  • вынашивание ребенка – большинство людей ассоциируют беременность с испорченным силуэтом, а в реальности это зависит от каждой женщины индивидуально, от ее личного желания выглядеть хорошо;
  • мудрость приходит с годами – мнение, что чем старше человек, тем мудрее, является ошибочным, так как не все пожилые люди мудры, как и не все молодые люди глупы.

Стереотипное мышление

Существует ряд особенностей стереотипного мышления у человека, а именно:

  • проекция – человек наделяет в подсознании своими положительными чертами характера позитивных людей, а негативными людей, которые ему не нравятся;
  • уменьшение достоинств – человек усредняет личностные преимущества кого-либо из окружающих его людей, которые у него ярко выражены;
  • упорядочение – общаясь с едва знакомыми людьми, человек более доверительно относится к информации, которую слышит впервые, а при общении с людьми, которых знает длительный период времени – к более свежей информации.

Такое мышление человека можно анализировать с различных позиций:

  • факторов возникновения комплексов;
  • условий возникновения;
  • содержания;
  • правдивости;
  • жизненной позиции человека и его окружения.

Стереотипное мышление, кроме негативных аспектов, имеет и позитивные. Ярким примером является то, что оно очень полезно для получения отдыха человеческому восприятию, даже несмотря на быстрое изменение статуса адекватности, когда информация устаревает.

Освобождение от стереотипов

Избавиться от стереотипов и комплексов полностью невозможно, но можно контролировать их формирование и уменьшить их влияние на жизнь человека. Для этого можно использовать:

  • смену своего окружения – переехать подальше от настоящего места проживания, найти новых друзей, сменить полностью круг общения;
  • углубить свои знания об объекте – не поддаваться различным манипуляциям при получении информации различного рода, а самому проверить ее достоверность.

Источниками навязанных стереотипов чаще всего являются публичные люди, историческое наследие и другие факторы.

Для освобождения от негативных подсознательных комплексов можно использовать вариант применения того или иного стереотипа, комплекса на себя или хорошо знакомых людей.

Это позволит увидеть со стороны целесообразность своих убеждений, оценить их, применяя на окружающих человека людях.

Совсем необязательно использовать в своей жизненной практике навязанные стереотипы, лучше всего пытаться избавиться от их влияния на жизнь человека. Благодаря использованию простых советов можно попытаться избавиться от стереотипов:

  • необходимо подвергать проверке все навязанные убеждения, применяя их в своей жизни или жизни людей, которые находятся в ближайшем окружении;
  • свои индивидуальные убеждения связывать с окружающим миром.

Человек постоянно совершает ряд каких-либо подсознательных действий, иногда негативных, большинство из которых он делает автоматически, практически не задумываясь над их смыслом. А для освобождения от негативных действий необходимо всего на всего остановиться и проанализировать все свои действия. При этом достаточно ответить на ряд вопросов:

  • Зачем я поступаю именно так, а не иначе?
  • Зачем убегаю от своих эмоций?
  • Зачем я обижаюсь на окружающих?
  • Зачем я использую слово «должен» и кому я должен?

Существует и множество других аналогичных вопросов.

Используя данный метод, можно как избавиться от стереотипов, так и предотвратить появление новых подсознательных негативных убеждений, которыми человек живет на протяжении длительного периода времени.

Наиболее верно подсказать, как избавиться от данных проблем более эффективно, в настоящее время могут психологи-практики, которые работают в различных психологических центрах всего мира, например, в Центре arcanum.ru.

Специалисты с большим опытом знают, как максимально избавиться от психологических проблем различного рода.

В современном мире очень популярно стало увлекаться психологией. Но просто заниматься и действительно разбираться в этом способны не все. А специалисты Центра arcanum.ru имеют высокую квалификацию и огромный опыт работы в различных областях психологии и готовы поделиться всеми тонкостями со всеми желающими. Их профессионализм подтверждается множеством благодарных отзывов от клиентов центра.

Специалисты Центра arcanum.ru помогут всем желающим избавиться от стереотипов.

А также окажут помощь в преодолении различного рода негативных мыслей, к которым приводят навязанные современным обществом человеческие комплексы.

Это и не только является главной задачей профессионалов Центра arcanum.ru. Обратившись к ним за помощью, человек получит исчерпывающие ответы на все интересующие его вопросы. 

Источник: https://www.arcanum.ru/blog/chto-takoe-stereotipy

Стереотипы как проблема для счастливой жизни. Как избавиться?

СТЕРЕОТИПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ это что такое СТЕРЕОТИПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: определение

Стереотипы касаются мышления, восприятия, поведения и общения человека. В этом посте я хочу обратить внимание на стереотипы как проблему для счастья.

Вы увидите, насколько сильно стереотипное мышление проникло в нашу жизнь, как оно без преувеличения управляет судьбами и превращает жизнь в механический процесс, где нет места живому восприятию и радости мгновения.

Если разобраться, то вся наша жизнь состоит из привычек.  Почему вокруг столько несчастных людей? Стереотипы – одна из самых главных проблем на пути к счастью. Они меняют, искажают и, самое главное, упрощают наше мировосприятие, тем самым убивая в нас то, без чего невозможна счастливая жизнь.

10 советов о счастье
Я так больше не могу или Как долго ты готов терпеть?

Что такое стереотипы?

Из Википедии:

Стереотип — заранее сформированная человеком мыслительная оценка чего-либо, которая может отражаться в соответствующем стереотипном поведении

Это набор действий либо способ поведения, которые стали для нас обычными, привычными и постоянными. Эти действия мы совершаем на автомате.

Самые сильные привычки у человека — это инстинкты выживания. Это, например, страх, если вы идете по ночному парку и вдруг слышите звук приближающихся шагов. Отсюда растет и страх важного действия, серьезного шага.

Мы всегда думаем о худшем. Это то, что заложено в нас природой — самое главное — выжить. Счастье и несчастье — понятия, которые создал сам человек. 

Лучшее обучение медитации для начинающих. Научись медитировать за 10 практических занятий. Это бесплатно (!) Мой любимый курс, потрясающе душевная и доступная подача уроков от Игоря Будникова. Научно доказано, что медитация СПОСОБНА ТРАНСФОРМИРОВАТЬ ЖИЗНЬ, а она у тебя одна. Советую от всего сердца!

Стереотипное поведение

Каждый день одно и то же

Итак, стереотипное поведение — это действия, которые стали постоянными. Они проявляются через автоматические реакции.

Возьмем простые примеры стереотипного поведения — постукивать по столу, когда думаешь, грызть ногти, подергивать ногой, когда волнуешься и так далее.

Но также, говоря о стереотипах, мы говорим об устоявшемся способе поведения. Вот здесь мы приближаемся к главному. Если присмотреться, то мы увидим, что вся наша жизнь — это стереотипное восприятие и череда привычек.

Мы привыкли вставать в 7 утра. Это стереотипное поведение? Да, конечно. Утро проводим тоже по привычке. Идем на автомате в ванную, чистим зубы, в этом полудреме следуем на кухню, включаем чайник, завариваем кофе, делаем бутерброд. Ну и так далее, выполняем все свои привычные ритуалы и процедуры.

Все на автоматизме. Собираем детей, везем в сады, школы. Едем на работу по привычному маршруту под привычную музыку. На работе первый час все тоже строго по стереотипам, собственным шаблонам поведения, все действия отработаны. Может, утренние новости, социальные сети, почта, просто бездумный серфинг по сети.

Правильное утро
Почему жизнь по расписанию это ужасно

Общение тоже происходит с помощью стереотипов на автомате. Есть коллеги, которые отмечены у нас в уме, как приятные и к ним мы проявляем симпатию. К другим — наоборот. Это тоже автоматические реакции и стереотипное восприятие.

Вызвать их могло все, что угодно, но главное, что выработана привычка поведения с тем или иным человеком.

У вас есть своя манера разговора, своя жестикуляция, мимика, это ваше неосознанное стереотипное поведение, привычка. Если некто проявит к вам агрессию, вы также отреагируете автоматически так, как привыкли, как заложено у вас в подсознании.

Это может быть ответная агрессия, но найдутся и те люди, кто останется невозмутимо спокойным, кто-то выразит сожаление, проявит заинтересованность. И так далее. Это привычные, стереотипные паттерны поведения, роль которых очень велика.

Польза тишины

Каждый момент жизни все те же привычные действия

Здесь много примеров. Вечером снова привычные действия, все на автомате. Дома ужин, телевизор, диван, ну либо еще что-то. Ну это грубо, у каждого свой день и свои отработанные механизмы, свои маршруты, свое стереотипное поведение и свои автоматические реакции.

Если у вас возникла мысль отправится на несколько дней в горы, вы же знаете, к кому есть смысл подойти с таким предложением.

Кто-то наверняка ответит отказом, кто-то начнет мяться, ныть, что ну это же надо подготовка, снаряжение, нужно выбрать место, это же далеко ехать, а времени мало, а если дождь, а если снег, а если конец света.

Но есть и те, кто с высокой долей вероятности ответит согласием. Для вас нормально, выбраться в горы на несколько дней, для кого-то это из разряда фантастики, это цель всей жизни.

Горы состоятся, каждый там найдет и ощутит то, что хочет там найти и ощутить (как и в любой момент жизни). Те, кто ныл, так и продолжат ныть, сами не замечая стереотипного восприятия реальности и своих неосознанных привычных реакций.

Все эти оправдания — это просто привычка говорить нет и всегда искать их, эти оправдания. Очень сложно выбраться за границы своих автоматизмов.

Стереотипное восприятие управляет нашей судьбой

Мы видим жизнь через призму собственного восприятия

Наш мозг упрощает ту информацию, которая нам уже знакома, чтобы делать жизнь проще и понятнее. Первый раз увидев дерево, ребенок не знает, что это такое, он спрашивает, он трогает, он пробует на вкус, бьет, гладит, трясет, он знакомится.

Ребенок вырастает, теперь он очень хорошо знает, что такое дерево. Эта информация известна, она понятна, нет смысла каждый раз удивляться и снова с ноля изучать его. В нашем мозгу уже есть все, что нужно знать о дереве. Поэтому нас могут окружать сотни и тысячи деревьев по дороге на работу. например, но мы их не замечаем.

Сложился определенный стереотип восприятия. И теперь мы смотрим на тот или иной предмет или явление через призму этого стереотипа.

Бывает, весной смотришь — а уже деревья все зеленые, когда успели, только же вроде еще голые после зимы стояли. Не замечаем, это за зоной наших привычных восприятий. Наше внимание направлено не туда, им управляют привычки и стереотипы.

Все когда-то встретилось нам впервые. Основной опыт был в детстве. В течение жизни он пополняется. То, что уже знакомо — пропускается.

9 советов в поиске смысла жизни
Раб системы. Кто это такой и почему это опасно?

К чему в итоге приводит проблема стереотипного восприятия?

А то, что 99% всех ощущений, явлений, людей, событий, действий, все нам знакомо, все привычно. Мы знаем, как на все реагировать и что делать.

Представьте компьютерную игру, которую вам надо каждый день начинать с начала и проходить один и тот же уровень. К тысячному разу вы бы делали все на абсолютном автомате. Но главное, что вам было бы уже невыносимо скучно, не интересно и нудно. И ведь игра красивая, яркая, графика на высоте, на самом современном уровне, но вы этого уже ничего не замечаете, а просто кликаете по мышке и клавиатуре.

А если спросить вас о красивой картинке, прорисовке, о деталях, вам нечего будет ответить. Потому что для вас перед глазами будет просто серый экран и автоматические действия, которые надо совершить, чтобы пройти уровень.

Так и процесс жизни. По вине стереотипов и привычек она становится скучной, серой и обычной.

Жизнь кажется серой

И все, что она у нас вызывает — это усталость.

Невозможно насытиться жизнью, нельзя устать от безумия красоты вокруг нас. А мы устаем, потому что пропускаем все это. Это как будто нам уже известно, ведь наше восприятие жизни максимально упрощено. Жизненный процесс протекает на автопилоте.

Душа счастлива, если наслаждается жизнью в этом теле. Она для этого и воплотилась — чувствовать жизнь. 

На самом деле, все, что вам так знакомо, казалось бы, на самом деле абсолютно неизведанно и скрыто. В колыхании листьев на ветру можно отыскать Бога. 

Но вспомните, как завораживает треск костра вечером на берегу озера. Кажется, мгновенье замирает, жизнь замедляется. Возникает ощущение, что огонь костра знает нечто очень важное, что вы чувствуете, но не можете понять.

Почему же так хочется снова туда, в этот вечер, замедлиться, просто тихонько посидеть. Неужели это есть только там, в том костре той теплой летней ночью.

Нет, все это есть и прямо сейчас. В пении птиц, в шуме ветра, в цветах, траве, деревьях. В скрипе снега под ногами, в таящих снежинках на лице во время дороги на работу. Все это есть.

Но стереотипное мышление и восприятие, наши привычки превращают нас в механизированных существ, которые здорово справляются со всеми поставленными перед собой задачами, но теряют то самое важное, что они так ищут — счастье.

Лучшее обучение медитации для начинающих. Научись медитировать за 10 практических занятий. Это бесплатно (!) Мой любимый курс, потрясающе душевная и доступная подача уроков от Игоря Будникова. Научно доказано, что медитация СПОСОБНА ТРАНСФОРМИРОВАТЬ ЖИЗНЬ, а она у тебя одна. Советую от всего сердца!

Но почему сидя ночью у костра мы касаемся жизни?

Потому что там нет ничего лишнего, нет стереотипного восприятия, упрощенности, автоматизации. Мы здесь и сейчас присутствуем в моменте. Нет отвлекающих звонков, планов, нам не нужно никуда ехать, бежать, что-то делать и нам, грубо говоря. просто не остается выбора, как просто сидеть у костра.

Если бы мы просто проходили мимо по своим делам, мы бы его и не заметили. А когда мы вглядываемся, мы столько всего замечаем. Это завораживает. Ведь не даром говорят, что на огонь можно смотреть вечно. И надоедает, не приедается. Лишь все больше удивляешься. поражаешься и восхищаешься.

Как избавиться от проблемы стереотипного мышления?

Жизнь яркая и интересная

Мы, люди, наделены сознанием и давайте будем им пользоваться, а не превращать свою жизнь в механический автоматизированный процесс.

Как научиться радоваться жизни?

Дыхание возвращает к уникальному моменту жизни.

Тестикулярное дыхание. Если нет жизненных сил
Капалабхати. Очищающая дыхательная практика

Наблюдение и контроль дыхания возвращают вас к осознанному процессу жизни и рушат стереотипное восприятие.

Ведь стереотипы возникают, когда вы выпадаете из настоящего момента и вас уносит течение собственных мыслей. Эффект дыхания в возвращении себя назад.

Как только вы ловите себя на том, что снова попадаете в ловушку стереотипного мышления и восприятия, что вы постоянно о чем-то думаете, делаете все на автопилоте, что вы не заметили, как прошел час — остановитесь на несколько мгновений, сделайте несколько медленных вдохов и выдохов, почувствуйте вес вашего тела, касание ступнями пола.

Каждый вдох ощущайте, как воздух входит в ваше тело через кончик носа. Каждый выдох воздух выходит, он уже немного теплее. С каждым вдохом тело немного поднимается, расширяется, а с выдохом, опускается.

Так вы возвращаете себя в настоящее мгновение.

Эффект медитации всего за 15 минут в день
Почему медитации нужно учиться?

Будьте любопытными и удивляйтесь. Всему.

Следующий шаг, чтобы стереотипы не управляли вашей жизнью — пробуйте то, чего раньше не пробовали.

Поедьте в сад за ребенком по другому маршруту, купите продуктов в магазине, в который обычно не ходите, и купите что-нибудь необычное, попробуйте новый вкус. Поужинайте на полу с тарелкой на коленях.

Прежде чем заходить в квартиру, остановитесь, подышите, послушайте звуки вокруг: ветер, птицы, голоса, автомобили, шум листьев, коты, собаки, капли дождя, прислушайтесь ко всему. Подышите глубоко, ощутите температуру воздуха.

Проявляйте любопытство и вы почувствуете эффект.

Ломайте стереотипы восприятия с помощью природы. Наблюдайте за ней, касайтесь ее.

Что создала природа и что создал человек

Сходите в парк, посмотрите на дерево, коснитесь, ощутите текстуру, отломайте кусочек. Подумайте, сколько лет может быть этому дереву, посмотрите на его форму, может, она необычная, что могло вызвать это.

Может, когда оно было еще совсем маленьким, на него кто-то наступил, либо сломал, но оно, несмотря ни на что продолжило расти. 

Возьмите в руки камень, ощутите его температуру, какой он: гладкий, шершавый. Подумайте о его истории. Сколько ему может быть лет. 100, может быть 1000, а может и миллионы лет. Может по нему ступала нога динозавра, когда он был частью скалы, либо каменной глыбы.

Разрывайте привычное мышление, разрушайте стереотипы и упрощенный взгляд на вещи. Каждый камень — это чудо, это история, это красота.

Нет правильного и неправильного. Реальность нейтральна

Эффект вечерней прогулки.

Выходите гулять перед сном.

Опять же, глубоко дышите во время прогулки. Любуйтесь ночным небом, звездами, поищите созвездия.

Когда вы последний раз это делали?

В детстве, когда человек еще умел удивляться и чувствовать жизнь.

ФОРМА РЕГИСТРАЦИИ

Статьи и практики для саморазвития у тебя на почте

ПРЕДУПРЕЖДАЮ! Темы, которые я раскрываю, требуют созвучия с твоим внутренним миром. Если его нет – не подписывайся!

Это духовное развитие, медитация, духовные практики, статьи и размышления о любви, о добром внутри нас. Вегетарианство, опять же в унисон с духовной составляющей. Цель – сделать жизнь более осознанной и, как результат, счастливой.

Все, что тебе нужно, находится в тебе. Если ты чувствуешь резонанс и отклик внутри себя, тогда подписывайся. Я буду очень рад тебя видеть!

Подписаться на рассылку

Vdushu.ru

Рекомендую! Практики по саморазвитию

Бесплатные уроки для раскрытия себя и своего потенциала, улучшения здоровья, качества жизни и развития творческих способностей

Если тебе понравилась моя статья, пожалуйста, поделись ей в социальных сетях. Можно использовать для этого кнопки ниже. Спасибо! 

Источник: https://vdushu.ru/stereotipnoe-vospriyatie.html

Что такое «стереотип»: понятие, примеры

СТЕРЕОТИПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ это что такое СТЕРЕОТИПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: определение

Приветствую Вас, друзья! В этой статье мы подробное разберем несколько интересных вопросов: что такое стереотип и откуда взялся данный термин, рассмотрим какие есть плюсы и минусы стереотипного мышления. Разберем несколько примеров современных стереотипов. Готовы? Без лишних слов, начинаем.

Что такое стереотип?

Стереотип — это устоявшаяся в течение длительного времени оценка какого либо объекта или явления, преобладающая в общественном сознании и формирующая предвзятое отношение к данному предмету или явлению.

Склонность создавать стереотипы и верить им свойственна всем людям. Она сформировалась у нас эволюционно, поскольку мозг всегда стремился экономить энергию, затрачиваемую на мыслительную деятельность. Он упрощает картину мира, пытается сделать незнакомые вещи понятными, объясняя их простыми и привычными явлениями.

Стереотипы – это форма накопленного опыта, готовые шаблоны мышления, позволяющие быстро делать выводы и принимать решения. Часть из них заложена в инстинктах на генетическом уровне (например, уверенность, что нужно опасаться людей с определенными особенностями внешности). Но основная часть стереотипов закладывается при воспитании и в процессе общения.

Большинство существующих стереотипов являются неактуальными или бессмысленными. Вместо того чтобы защищать нас от потенциальных опасностей и агрессоров, они заметно искажают реальность, придавая ей негативную окраску.

Как появился термин?

Слово «стереотип» заимствовано из греческого языка и переводится как «твердый отпечаток». Изначально данный термин использовался для обозначения монолитной печатной формы (клише), изобретенной в 18 веке и значительно расширившей возможности типографии. По аналогии с типографским стереотипом был назван и стереотип мышления, поскольку также представляет собой клише.

В 1922 году с подачи писателя Уолтер Липпмана появился термин «социальный стереотип». Он подразумевает устойчивый образ, относящийся к определенной социальной группе и приписываемый всем её представителям.

Современная психология, пытаясь объяснить, что такое стереотип, называет данное явление защитным механизмом, позволяющим мозгу упрощать окружающую действительность и быстро принимать «безопасные» решения.

Американский философ Хилари Патнэм изучал особенности общения представителей отдельных профессий и выделил определенные особенности, имеющие отношения к социальным стереотипам. Так представители одной профессии общаются с применением профессионального жаргона, используя специфические слова, шутки и метафоры, непонятные для представителей других профессий.

Откуда взялись стереотипы?

Стереотипы существовали в мышлении наших предков задолго до возникновения цивилизации.

Так у первобытного человека присутствовало понимание, что его большой мускулистый собрат опасен, поскольку может забрать его еду, одежду или женщину.

И сегодня, спустя десятки тысяч лет, этот первобытный стереотип срабатывает при встрече с незнакомым человеком соответствующей наружности.

Склонность первых людей опасливо относиться к чужакам была оправдана. Добродушные и наивные быстро погибали, поэтому все мы являемся потомками тех, кто давал чужакам отпор.

И сегодня многие люди люди склонны с опаской смотреть на тех, кто выглядит иначе: имеет другой цвет кожи, выкрасил волосы в пестрый цвет или посмел сделать татуировку.

Другой – значит опасный! И чем старше человек, тем сильнее он опасается людей, кажущихся ему странными.

Примеры распространенных стереотипов

Чтобы лучше понять, что такое стереотип, рассмотрим наиболее распространенные примеры. Практически все они противоречат реальности (и друг другу), но очень распространены в современном обществе.

Деньги

Богатство – это настоящее счастье. Человек, зарабатывающий мало, априори несчастен. Каждый человек должен усердно взбираться по карьерной лестнице, чтобы занять высокую должность. Иначе он – неудачник. Только хорошо зарабатывая, можно построить крепкую семью с любимым человеком. Без денег счастье невозможно.

Женщины

Женщина должна быть слабой и хрупкой. Если женщина сильная (характером или физически) – с ней что-то не так. Главное для женщины – быть красивой (красота позволяет ей компенсировать нехватку остальных качеств).

Практически все женщины легкомысленны и наивны, но достаточно хитры, чтобы захомутать мужчину (влюбив его в себя либо забеременев от него). Не выйти замуж до 30 – самый страшный кошмар для женщины.

С разведенной матерью одиночкой нельзя построить счастливых романтических отношений.

Мужчины

Мужчина сильный и не имеет права быть слабым. Всё, что мужчина делает для женщины, он делает ради интимной близости. В семье решения принимает муж. Все мужчины водят машину, пьют пиво и смотрят футбол. Мужчина, открыто демонстрирующий чувства или слабости – неудачник, которого никогда не полюбит женщина. Если мужчина при друзьях выполнит просьбу жены, он – подкаблучник.

Дети

Дети должны радовать родителей и получать хорошие оценки в школе. Если ребенок получил плохую оценку, в этом виноват только он. Если его хорошенько наказать, в следующий раз оценка будет выше. Если ребенка регулярно не наказывать, он вырастет избалованным эгоистом.

Возраст

Подростки всегда конфликтуют с родителями. Молодые люди распутны и занимаются аморальными вещами (взрослые лучше знают, чем им следует заниматься). После 30-летия все переживают кризис среднего возраста. Пожилой человек должен быть мрачным и говорить только о болезнях. Если он жизнерадостен – лучше держаться подальше.

Плюсы и минусы стереотипного мышления

Люди, привыкшие мыслить стереотипами, могут жить полноценной жизнью, получая даже определенные преимущества от данной особенности. К основным плюсам стереотипного мышления относятся:

  • быстрое принятие решений;
  • меньшее умственное утомление при анализе информации;
  • приобщение к определенной социальной группе.

При этом склонность мыслить стереотипами накладывает определенные ограничения. К основным её минусам относятся:

  • ошибочные решения и неправильные поступки;
  • излишняя доверчивость, неспособность критически мыслить;
  • неумение анализировать и делать выводы самостоятельно;
  • шаблонное мышление мешает развиваться.

Минусов у стереотипного мышления больше, поэтому с ним необходимо бороться, развивая способность критически мыслить и объективно анализировать поступающую информацию.

Как избавиться от стереотипов?

Наиболее эффективный способ борьбы со стереотипами заключается в их критическом переосмыслении.

Заметив за собой предвзятое отношение к определенным людям, попытайтесь проанализировать, откуда оно взялось и насколько оправдано.

Такой анализ позволит достаточно быстро избавиться от основных стереотипов, связанных с особенностями внешности, одежды, поведения и прочих особенностей.

Хрестоматийным примером стереотипа является утверждение «все блондинки глупые». Однако не существует научных исследований или статистических данных, подтверждающих данное предубеждение. Начните обращать внимание на цвет волос известных личностей, и обнаружите, что среди представительниц интеллектуальных профессий (адвокаты, журналисты, политики, ученые) блондинок достаточно много.

Заключение

Далеко не все люди понимают, что такое стереотип, но практически все руководствуются мыслительными шаблонами в личной жизни и профессиональной деятельности на бессознательном уровне. Многие шаблоны мышления несут устаревшую информацию, некоторые основаны на сказках и легендах.

Иногда стереотипы могут оказаться полезными, помогая быстро принимать решения, но в большинстве случаев они ограничивают возможности человека, заставляя его мыслить шаблонно. Поэтому люди, стремящиеся к саморазвитию и расширению кругозора, должны бороться со стереотипами, сковывающими их мыслительные возможности.

Источник: https://dnevnik-znaniy.ru/psixologiya/chto-takoe-stereotip-ponyatie-primery.html

Стереотипия у детей — что это такое, как проявляется

СТЕРЕОТИПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ это что такое СТЕРЕОТИПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: определение

Стереотипии это однообразные бессмысленные (по оценке окружающих) и повторяющиеся формы поведения или деятельности. Ими могут быть жесты, позы, движения, может быть речевая стереотипия, когда часто повторяются определенные обороты речи, слова, фразы. Чаще всего, наличие стереотипий беспокоит родителей. Потому что обычно свидетельствуют о различных нарушениях развития.

Лечение назначает только врач после тщательного обследования. Чтобы отличить стереотипию от других форм поведения, нужно обратить внимание на два фактора:

  1. Количество повторений – стереотипии много раз повторяются с различной периодичностью.
  2. Действия не несут смысловой, очевидной для окружающих и им понятной, смысловой нагрузки, лишены какой-либо функциональности. Хотя для ребенка являются необходимым «ритуалом».

Стереотипии обычно мешают нормальному развитию ребёнка и его успешной социальной адаптации.

Стереотипия – норма или патология?

Обычно стереотипии служат одним из способов борьбы со стрессом или тревогой. На начальных этапах развития (примерно лет до 4-5) дети могут сосать палец, например, некоторые делают это исключительно перед сном. Немало взрослых людей, которые во время волнения начинают грызть ноги, дергать ногой, чесать ладони или ходить из стороны в сторон.

Кто-то накручивает прядь волос на палец, теребит пальцы, это становится просто безобидной привычкой.

В раннем детстве при переживаниях ребенок совершал стереотипные действия, чтобы успокоиться, например.

Став взрослым, стал это делать механически, не осознавая, отвлекаясь от окружающей действительности при этом. Сам ритуал уже при этом теряет первоначальный смысл. Лечение при этом не требуется.

Эти действия будут иметь патологичную природу и требовать не столько лечения, сколько коррекции, если мешают нормальному общению и развитию. Патологичной стереотипия будет, если ребенку диагностируют какое-либо заболевание, возникшее в результате органического поражений центральной нервной системы. Также стереотипии частые спутники при психической болезни или расстройстве, неврозе.

Нередко они проявляются у аутистов. Если вмешаться в стереотипные движения или поведение, ребенок с различными нарушениями развития обычно проявляет агрессию, сопротивляется или плачет. Порой как будто полностью сосредотачивается только на стереотипных действиях.

Болезненно реагирует на попытки отвлечь его либо просто игнорирует, а когда его оставляешь в покое, возвращается к привычному ритуалу стереотипии.

Характер течения, интенсивность и продолжительность зависят от основного заболевания, также и лечение будет зависеть от характера болезни.

При патологичных стереотипиях люди не отвлекаются на другие действия, когда окружающие обращают на них (стереотипии) внимание. То есть, если, например, здоровому человеку сказать «ты зачем стучишь ногой?», он перестанет это делать. «Включится» произвольность психической деятельности и человек перестанет стучать ногой. При болезненных состояниях это часто бесполезно.

Виды стереотипий

Есть очень большое количество стереотипий. Это могут быть не только движения различными частями тела, но и своеобразные ритуальные действия. В своей книге об аутизме и способах коррекционной работы с детьми-аутистами, С.С. Морозова выделяет следующие виды стереотипий (они могут быть присущи не только детям со сложными формами аутизма):

  1. Двигательные – прыжки, раскачивание тела, ходьба на носочках, привычка теребить пальцы (порой дети до крови терзают свои пальцы, царапая их ногтями), строят гримасы, вытягивают губы «трубочкой». Двигательные стереотипии могут наблюдаться в клинике обсессивно-компульсивного синдрома (навязчивость мыслей и действий), компульсивное расстройство тоже в списке явных признаков имеет стереотипии, трактуется как синдром навязчивых движений. Лечить при этом прежде всего будут основное заболевание.
  2. Двигательно-сенсорные – дети стучат по различным поверхностям разными предметами или просто руками, постукивают пальцами, кружатся вокруг своей оси, надавливают на глаза, смотрят на свет сквозь пальцы, щурят глаза.
  3. Действия с отдельными частями предметов или с игрушками – пересыпание песка из одной емкости в другую, переливание воды, манипуляции с колесами игрушечных машин – откручивание\закручивание.
  4. Эмоционально-аффективные – ребенок проявляет аффективные реакции при выполнении им определенных действий или при выполнении определенных действий со стороны взрослых (может быть небрезглив в еде, например, поднимать с пола и есть, специально вызывая гневную реакцию у взрослых).
  5. Речевые стереотипии – бессмысленный повтор одних и тех же слов, фраз, звуков. Речевая стереотипия может наблюдаться при шизофрении, аутизме и других заболеваниях, а также при нарушениях развития мышления. Дети при этом могут повторять чужую речь. Задав им вопрос в ответ можно получить только повтор вопроса (эхолалии). Стереотипии наблюдаются и при других речевых нарушениях.

Некоторые авторы описывают и стереотипии мышления – навязчивые возвращения к одним и тем же мыслям, отличие от собственно навязчивости в полном смысле слова заключается в механистичности процесса, без внутренней борьбы и отсутствия эмоционально-травмирующей ситуации. Вообще, стереотипии как раз и отличаются, прежде всего, механистичностью, понижением уровня внимания. Стереотипные действия совершаются без предварительного планирования и осознания.

Различают также стереотипные ритуалы или привычки – ребенку нужно, чтобы все двери были закрыты, он хочет пить только из определенной кружки или есть из одной тарелки, часто дети-аутисты хотят видеть мать только в одном и том же халате, к примеру. С трудом привыкают к новой одежде. Их проявлением могут являться и определенные занятия – чтение книг исключительно на одну тематику, игры за компьютером только одной направленности.

Методы коррекции стереотипий у детей

С.С. Морозова предлагает следующие способы коррекции:

  • Переключение. Стереотипные действия «переключают» на другие действия. Но только на те, которые нравятся ребенку или хотя бы не вызывают в нем негативных эмоций. Например, если ребенок начал раскачиваться, его осторожно останавливают и предлагают вместо этого поиграть в то, что ему нравится (покатать машинки или собрать пазл). Если у ребенка двигательные стереотипии к примеру, он бессмысленно, но непрестанно теребит пальцы вместо того, чтобы заниматься на уроке, ему можно предложить положить руки на стол, если он не реагирует на слова, то нужно подойти и помочь ему это сделать.
  • Замещение. В ходе него ребенку одной стереотипией замещают другую, но более социально-приемлемой и не такой бессмысленной. Например, если ребенок раскачивается на месте, у него проявляется синдром навязчивых движений, то можно отвести его покачаться на качелях. Однообразные прыжки двигательных стереотипий можно подменить прыжками на батуте или через скакалку. Одну стереотипию можно замещать разными видами деятельности. Они будут ограничены по времени и более подвластны контролю.
  • Трансформация. Это сходно с замещением. По сути это и есть замещение, но только при этом смысл действий меняется. Действия будут более полезными для развития ребенка. Например, если ребенок любит бесцельно манипулировать с мелкими деталями конструктора, его можно научить конструировать целенаправленно – построить дом из конструктора, например.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Реактивное расстройство привязанности у взрослых и детей

  • Прерывание. Этот метод более кардинальный. Ребенка лишают возможности совершать стереотипные действия или лишают его ритуалов. Например, если он привык, чтобы все двери были закрытыми, постепенно его приучают к тому, что не все двери в помещении могут быть закрытыми и это нормально. Вначале слегка приоткрывают дверь, а потом доводят до полностью открытой. Если ребенок привык есть из одной тарелки, вначале подбирают похожую на нее, например, но немного отличающуюся, постепенно приучая ребенка к новой посуде.
  • Наработка гибкости. При этом ребенку вводят новые способы стереотипий, которые взаимодействуют со старыми. Постепенно происходит замена. Этот процесс долгий, который должен быть непрерывным, он способствует лечению. Чтобы ребенок постепенно приспосабливался к новым условиям жизни.

По мнению многих специалистов, стереотипия исчезнуть сама собой у детей не может. При этом требуется не только лекарственное лечение, но и помощь психолога, при нарушении речевой сферы занятия с дефектологом и логопедом. Успеха можно достичь только долгой, медленной и тщательной коррекционной работой.

Об этом стоит задуматься родителям, которые надеются, что «само пройдет». Естественно, речь идет о патологических стереотипиях, симптоме болезней. Сами стереотипии не болезни по сути, которые лечат только врачи.

Это поведение или действия, которые чаще всего требует психотерапии и психокоррекции, внимательного отношения родителей и педагогов.

Источник: https://opsihoze.ru/psihicheskie-narusheniya/pochemu-pojavljaetsja-stereotipija-u-detej-i-kak-ee-otlichit-ot-drugih-narushenij.html

Советы врача
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: